ФГБДОУ«ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Кондратьева Наталия Олеговна воспитатель высшей категории

Консультация для воспитателей: «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».

Сказка –  это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.

Тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую «взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла».

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок  должен:  обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знакомым с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.  Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

В процессе формировании языковой культуры сказка приходит к нам на помощь. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.

В процессе чтения сказок происходит:

• развитие познавательного интереса детей;

• расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;

• развивается свободное общение с взрослыми и детьми;

• формируется интерес к книгам и потребность в чтении;

• воспитывать умение слушать.

Модель работы со сказкой:

1.  Знакомство с название сказки

2. Процесс чтения сказки

3. Речевая зарядка

4. Беседа по содержанию

5. Пересказ сказки (с опорой на наглядность)

6. Рассматривание иллюстраций

7. Работа с обучающими презентациями

8. Создание сказки (продуктивная деятельность)

9. Сказка и познание.

Работа со сказкой в детском саду происходит:

- в процессе организованной  образовательной деятельности;

-  в ходе режимных моментов;

- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

-  при организации самостоятельной детской деятельности.

Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.

При подборе сказок необходимо учитывать возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.

 Внесение кукол в процессе чтения сказки способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества. Заранее необходимо подготовить персонажей, с которыми будет происходить общение, можно создать их, используя бросовый, природный материал.

Возможно «оживление» сказки  в процессе ее  рисования, используя различные техники, лепки из пластилина, солёного теста, выполнения аппликации из бумаги, ткани, различных нитей.

В процессе  рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, можно постепенно переходить к простейшему моделированию. Для плавного перехода использовать дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?».

В процессе работы со сказкой желательно использовать показ слайдов.  Дети  дошкольного возраста с интересом играют  в  игры «Третий лишний», «Из какой сказки герой» с мультимедийным оформлением.

Для лучшего запоминания текста сказки  возможно использование различных видов театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении.

Сказка - это в первую очередь особая среда,  через которую ребенок совершенствуется в языке. Наша задача,  как педагогов,   помочь ребенку  как можно богаче обогатить эту  среду.

24 января 2023 в 10:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.