ФГБДОУ«ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Кондратьева Наталия Олеговна воспитатель высшей категории
Консультация для воспитателей: «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».Консультация для воспитателей: «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста». Сказка – это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. Тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую «взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла». Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен: обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знакомым с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. В процессе формировании языковой культуры сказка приходит к нам на помощь. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. В процессе чтения сказок происходит: • развитие познавательного интереса детей; • расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру; • развивается свободное общение с взрослыми и детьми; • формируется интерес к книгам и потребность в чтении; • воспитывать умение слушать. Модель работы со сказкой: 1. Знакомство с название сказки 2. Процесс чтения сказки 3. Речевая зарядка 4. Беседа по содержанию 5. Пересказ сказки (с опорой на наглядность) 6. Рассматривание иллюстраций 7. Работа с обучающими презентациями 8. Создание сказки (продуктивная деятельность) 9. Сказка и познание. Работа со сказкой в детском саду происходит: - в процессе организованной образовательной деятельности; - в ходе режимных моментов; - в процессе совместной деятельности педагога с детьми; - при организации самостоятельной детской деятельности. Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса. При подборе сказок необходимо учитывать возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям. Внесение кукол в процессе чтения сказки способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества. Заранее необходимо подготовить персонажей, с которыми будет происходить общение, можно создать их, используя бросовый, природный материал. Возможно «оживление» сказки в процессе ее рисования, используя различные техники, лепки из пластилина, солёного теста, выполнения аппликации из бумаги, ткани, различных нитей. В процессе рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, можно постепенно переходить к простейшему моделированию. Для плавного перехода использовать дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». В процессе работы со сказкой желательно использовать показ слайдов. Дети дошкольного возраста с интересом играют в игры «Третий лишний», «Из какой сказки герой» с мультимедийным оформлением. Для лучшего запоминания текста сказки возможно использование различных видов театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении. Сказка - это в первую очередь особая среда, через которую ребенок совершенствуется в языке. Наша задача, как педагогов, помочь ребенку как можно богаче обогатить эту среду. 24 января 2023 в 10:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.