ФГБДОУ«ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Кондратьева Наталия Олеговна воспитатель высшей категории

Консультация для педагогов « Знакомим дошкольников со сказкой»

Консультация для педагогов

«Знакомим дошкольников со сказками»

Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, обязательных для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически,  человек нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно  Н.Д. Никандорову и  С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении с взрослыми и сверстниками, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения.

Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней морализации и строгости – то есть негативных реакций окружающих.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста предполагает:

Формирование основ нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия ими норм социального поведения людей; Формирование основ  культуры поведения; Позитивную направленность формирующейся личности маленького ребенка, привитие доброжелательности.

Первоначально социализация  ребенка происходит в семье, а уже потом в обществе.

Мы, педагоги, проводим с детьми большую часть дня, поэтому можем с уверенностью заявить, кто же, как не мы, педагоги, поможем детям приобщиться к принятым в обществе нормам, ценностям и моделям поведения. И начинать помогать чувствовать и понимать все это нужно уже сейчас, пока дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам. 

Для дошкольников восприятия сказки всегда было актуальным и интересным видом деятельности. В сказках наглядно и доступно для ребенка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми.

Педагогическая сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дающий им возможность понять друг друга. Соприкосновение ребенка со сказками, ненавязчиво, просто и мудро, знакомит его с понятиями добра и зла, неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу. С помощью сказки у детей легче формируется позитивное отношение к доброте, справедливости, смелости, к нормам взаимоотношений с людьми и взаимодействие с окружающим природным миром.

 «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Ничто так  не способствует формированию нравственных черт личности дошкольника и процессу его позитивной социализации, как обращение к историческим традициям народной педагогики, к использованию воспитательного значения сказок. Именно сказки служат могучим средством ознакомления детей с окружающим миром, самым эффективным средством первичной социализации.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит. Побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Немаловажен тот факт, что сказки способны помочь ребенку, если у него есть нарушения в поведении и общении, способствуя его позитивной социализации. Общеизвестно, что сказкотерапия стала одним из признанных методов лечения.

Первичная социализация ребенка является основой для его дальнейшей социализации. Несомненно, что важную роль в первичной социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но справедливо отметить, что и сказка предоставляет первый опыт позитивного общения с окружающим миром и людьми. Она ненавязчиво, но очень многому учит дошкольника. Через добрую сказку у ребенка происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его позитивная социализация.

В сказке происходит знакомство детей с различными ситуациями, наглядно демонстрирующими различные модели поведения и взаимоотношений среди людей и животных.

Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Именно сказка демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах существующие в этике две основные нравственные категории - добро и зло. Ведь герои в сказке всегда либо хорошие, либо плохие. И детям,  благодаря сказки легко понять принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Именно сказка воспитывает морально-этические ценности. С помощью сказки  даже младшему дошкольнику легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Эмоционально -  позитивное воздействие на ребенка самой сказки побуждает его без излишней морализации со стороны взрослого вести себя в соответствии с элементарными моральными требованиями, закладывает основы нравственности, помогает усвоить доступные его пониманию моральные принципы.

Также сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно-этических и патриотических чувств, что также является важными составляющими позитивной социализации детей, соответствует задачам ФГОС.

Сказка помогает в осуществлении на практике разных  вариантов протекания периода дошкольного детства. Она является одним из незаменимых средств социализации детей с ограниченными возможностями.

Уникальные возможности  жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Ведь именно сказка всегда питает детские игры, способствует развитию игровых замыслов, творческому воображению, развитию детской речи.

Программа, согласно требованиям ФГОС, формируется на основе психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области «Социально-коммуникативное РАЗВИТИЕ», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

Использование сказок позволяет осуществить комплексность образовательного процесса, обеспечивая развитие детей сразу в четырех образовательных областях.

Возможность детской сказки обеспечивают:

Социально-коммуникативное развитие - усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Познавательное развитие - развитие любознательности; становления сознания; развитие воображения; формирование первичных представлений о себе, других людях,  о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связанной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие  звуковой и интонационной  культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных формирований о видах художественной литературы.

ФГОС прямо указывает на использование указанных образовательных областей в определенных видах деятельности, в том числе при восприятии художественной литературы и фольклора

21 июня 2022 в 10:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.