Конспект занятия по ознакомлению с природой, на тему «Стрекоза»
(подготовительная группа)
Цели занятия:
Познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек, пара усиков, тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко.
- Учить детей понимать образные выражения и сравнения.
- Учить детей лепить стрекозу из пластилина, передавая строение тела насекомого, дополняя деталями из природного материала.
- Воспитывать интерес к природе родного края и бережное к ней отношение.
Словарь: хищник, гигантский.
Оборудование:
Картинки с изображением стрекозы, пластилин, дощечки, семена ясеня, сосновые хвоинки.
Ход занятия:
- Ребята, чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
На ромашку у ворот. Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
- Правильно, это стрекоза.
– Посмотрите на картинки, какое их разнообразие и какие они все разные.
Охотятся стрекозы в воздухе: летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В них-то и попадают незадачливые жертвы.
За час стрекоза может съесть 40 комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью, а если никого нет, то начинает хватать тех стрекоз что помельче и послабее.
Одним словом, стрекоза хищник ловкий, сильный и очень глазастый.
– А что значит «хищник»? Хищник – тот, кто поедает других животных.
А глаза у стрекозы всем глазам глаза. Они у нее огромные, чуть ли не во всю голову и видят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет.
За прожорство, как только не зовут стрекоз – «летающие акулы», «воздушные пираты». - Как вы думаете, почему?
Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых.
Стрекозы не способны ни ужалить, ни укусить. Все виды стрекоз абсолютно безвредны. Более того они являются полезными насекомыми, поскольку уничтожают вредных насекомых. Наличие множества стрекоз возле водоема свидетельствует о его экологической привлекательности и о наличие в нем множества водных обитателей.
Самих стрекоз поедают птицы, а личинки стрекоз – неплохой корм для рыб. Потому что самка – стрекоза-мама – пролетая над водоемом, роняет яйца в воду. Из яиц вылупляются личинки и живут на дне под водой. Поджидают добычу в засаде. Потом подрастают личинки, выползают на берег, распрямляют крылья, и вот уже летит стрекоза. Но живет стрекоза недолго – 1,5-2 месяца. В холода и непогоду стрекозы, как и многие насекомые, как-бы замирают, сидят вялые где-нибудь в укромных местах. Не нравится им и когда слишком жарко. Стрекозы летают с огромной скоростью – могут самолет обогнать. За это их называют «небесными коньками» и «чертовыми иглами». Еще стрекозы могут в полете совершенно внезапно повернуть в нужную сторону, «включить» задний ход, сделать петлю или зигзаг, взлететь вертикально вверх как вертолет или резко опуститься вниз.
– Давайте руками покажем, как могут летать стрекозы. (Дети по образцу воспитателя и словесной инструкции выполняют руками в воздухе повороты, петли, зигзаги, «вертикальный взлет», «пике»).
В древние времена на нашей планете жили гигантские стрекозы.
– Как вы понимаете слово «гигантский»? Очень большой, огромный, от слова «гигант» – великан.
Крылья у этих стрекоз были такого размера, как у меня руки. (Воспитатель разводит руки в стороны).
У разных народов есть свои приметы и легенды, связанные со стрекозами. Японцы считают, что стрекоз нельзя убивать, так как их появление предвещает победу в войне. А в Америке стрекоз называли «змеиными слугами», потому что считалось, что стрекозы предупреждают змей об опасности и добыче. Если кто убьет стрекозу, тому змея отомстит.
Но мы-то с вами знаем, что нельзя убивать стрекоз не поэтому, а потому, что они живые существа, и поедают огромное количество кусачих насекомых.
Физкультминутка «Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась,
(потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,
(потерли ладонями щеки)
Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась,
(легкий бег на месте)
Над водою закружилась.
Продуктивная деятельность, лепка «Стрекоза»
– А сейчас давайте вылепим стрекозу из пластилина. Стрекоза – это насекомое. А у каждого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко. Разделите кусочек пластилина пополам. Из одной половинки скатаем «колбаску» потолще – это будет грудь стрекозы. Оставшийся кусок пластилина еще раз разделим на две равные части. Из одной сделаем шарик – голову стрекозы, а из другой «колбаску» потоньше – брюшко. Соедините все части вместе (голова, грудь, брюшко) и загните брюшко кверху у самого кончика.
– Чего не хватает нашей стрекозе? Крылья мы сделаем из семян ясеня, собранных вами на прогулке. У стрекозы две пары крыльев, по два крыла с каждой стороны. Сколько всего крыльев у стрекозы? Четыре. На голове у стрекозы пара усиков. Пара – это сколько? Два. Сделаем усики из сосновых хвоинок. Осталось приделать лапки. У всех насекомых по 6 лапок: 3 с одной стороны и 3 с другой. Обратите внимание, что лапки мы прикрепляем к груди стрекозы, а не к брюшку. Лапки мы тоже сделаем из сосновых хвоинок.
– А сейчас, стрекозы, летите и садитесь на эту ветку. (Дети несут свои изделия, и прикрепляют их к ветке; воспитатель дает оценку работам: «Твоя стрекоза как живая», «Ну совсем как настоящая»).
Итог: - ребята, давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили? (о стрекозе)
Вопросы:
1. Как стрекозы охотятся? Чем питаются?
2. Что необычного в глазах стрекозы?
3. Как называют стрекоз?
4. Как растут стрекозы?
5. Как умеют летать стрекозы?
6. Какие стрекозы жили на нашей планете в древности?
7. Какие новые слова вы сегодня узнали?
8. Какие приметы и легенды о стрекозах есть у разных народов?
Приложение.
Сказка о Стрекозе и Попутном ветре (сказка-загадка)
Жила-была, летала-порхала, на белом свете, а точнее на ясной и просторной поляне Стрекоза. Это была не та стрекоза, о которой Иван Крылов в своей басне написал:
«Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза».
Вовсе нет. Это была ее соседка, жившая на другой, соседней поляне. Наша Стрекоза вовсе не была беспечной и беззаботной. Наоборот, она была очень любознательной и хотела изучить каждый уголок поляны.
И вот, как-то порхая с цветка на цветок, она допорхала до самого ее края, как вдруг перед ней открылось что-то голубое, необъятное и бесконечное. Нет, это было не небо, потому что Стрекоза прекрасно знала, что небо находится сверху. Полетав около неизвестного голубого и необъятного, Стрекоза поняла, что это Река.
А про Реку среди стрекоз ходило множество слухов: одни говорили, что за ней растут самые красивые цветки, другие, что на другом берегу Реки можно летать, ничуть не уставая, а третьи вообще твердили, что там можно жить несколько жизней подряд. Кому верить – никто не знал, ведь там из знакомых стрекоз никто бывал. Через Реку перелетали только большие птицы, но они не общались со стрекозами и ничего им не рассказывали.
И вот наша Стрекоза решила перелететь через Реку и исследовать тамошние поляны.
И тут она вспомнила о том, что ей говорила ее бабушка. А бабушка как самая мудрая из стрекоз знала, что перелететь через Реку стрекозам можно только с Попутным ветром. Много смельчаков пыталось перелететь, и те немногие, кому это удавалось, находили Попутный ветер. Наша Стрекоза тоже была смельчаком и решила найти его во что б это ни стало.
Подлетает она к цветку и говорит:
– Доброго цветения, Цветок!
– Доброго полета, Стрекоза!
– Цветок, а ты не видел, тут не пролетал Попутный ветер?
– Знаешь, пока я цвету, меня колыхал один ветерок, но он уже улетел. Может, он был Попутным?
Ничего путного Стрекоза от Цветка больше не узнала и решила спросить у Березы.
– Доброго дождя тебе, Береза! Тебе не встречался Попутный ветер?
– За те годы, пока я расту, много ветров меня качало, может и был среди них Попутный, мне почем знать, я себе стою на месте и расту.
Тогда Стрекоза решила спросить у Камня.
– Доброго покоя тебе, Камень. Я ищу Попутный ветер, не знаешь ли ты, где он?
Камень недовольно посмотрел на Стрекозу и прокричал сквозь трещины:
– Залетал тут один лихой. Точно не Попутный. Взял да и переволок меня с насиженного места. Вот теперь лежу, маюсь под солнцем. Опять ни с чем осталась Стрекоза. Она в раздумье облетела поляну. И тут ей пришло на ум, как можно найти Попутный ветер.
А на ум ей пришло вот что. Ведь все, с кем она говорила, росли, стояли и лежали на одном и том же месте! А ведь ветер на то и Попутный, чтобы повстречаться на пути.
И тогда Стрекоза решила отправиться в путь.
Она подошла к реке и смело порхнула дальше. Первые пять минут, полет нормальный. Стрекоза ничуть не устала. Она слишком много летала, чтобы устать за такое время.
Но уже на седьмой минуте она обратила внимание, что конца и края реки так и не видно. Она чуть-чуть заволновалась, но продолжила лететь, слегка устав.
Не долетела она до середины Реки, как в нее слету врезался Встречный ветер. Она перевернулась, беспомощно захлопала крылышками, а тот тем временем уносил и уносил ее назад. И тут Встречный ветер стих. Уже был виден родной берег, и ближе было лететь до него. Возвращаться… «Возвращаться?» - подумала наша Стрекоза. «Нет, ни за что» и снова ринулась в путь.
Как сильно пекло Солнце. Раньше Стрекоза радовалась каждому лучу, летая, купалась в солнечном свете, а тут над Рекой Солнце жгло безжалостно и отнимало последние силы у Стрекозы. Но та не сдавалась. И тут силы стали покидать ее. Она почувствовала, как медленно, но неуклонно снижается ее полет. Вот еще чуть-чуть и крылья коснутся воды. Еще чуть-чуть они промокнут, отяжелеют, и все, конец путешествию. Вот уже набегает волна, которая неумолимо коснется нашей Стрекозы и повлечет в речную пучину.
Стрекоза сделала еще два взмаха крыльями и…вдруг почувствовала, как кто-то подхватил ее снизу и вознес над волнами.
Это был Попутный ветер. «Он наконец-то прилетел» - обрадовалась Стрекоза. Ей так стало легко на душе! Она вдруг ощутила в крылышках такую легкость, какой не бывало даже в самый солнечный и прекрасный денек. Она даже не прикладывала никаких усилий, и все летела и летела, парила и парила легко на крыльях Попутного ветра к желанному берегу Реки.
Наконец, Попутный ветер донес ее до берега. Стрекоза приземлилась, устало упав на прибрежный песок. Сейчас ей надо отдышаться. Давайте пока дадим ей отдохнуть. А потом она осмотрится, освоится, облетит и исследует все поляны и сама как-нибудь расскажет об увиденном.