ФГБДОУ«ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Кондратьева Наталия Олеговна воспитатель высшей категории

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 28872.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Наталия Кондратьева (УИ №1323563, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Конспект НОД по познавательному развитию «4 мая День рождение складного зонтика» подготовительная группа

Конспект НОД по познавательному развитию «4 мая День рождение складного зонтика» подготовительная группа

«Путешествие в прошлое зонтика»

Цель: познакомить детей с историей появления зонта, с ее развитием.

Задачи:

– расширить представления детей о мире вещей: удивительном зонте;

 познакомить с историей возникновения зонта;

– расширять и обогащать представления дошкольников о зонте (история создания, виды, его строение, материалы из которых изготавливается зонт);

– развивать коммуникативные навыки (диалогическую речь, память, внимание, познавательную активность);
– развивать умение анализировать;

– развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы;
– развивать умение выполнять поставленные задачи.

– совершенствовать умения обобщать и делать выводы;

– воспитывать стремление к познанию окружающего мира, прошлому;
– воспитывать уважение к чужому труду.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, д/и «Нужный предмет», игра  «По дороге мы пойдем…», физкультминутка «Капля», пальчиковая гимнастика «Мой зонтик»,  подведение итогов.


Оборудование: ИКТ: иллюстрации с историей возникновения зонта и его развитие, картинки из предметов необходимых и не нужных человеку в дождь, зонты разного вида, музыкальное сопровождение.



Ход НОД:

Воспитатель:

- Ребята давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?

- Правильно весна.

- А какие приметы весны вы знаете? Ответы детей.

- Ребята, вы совершенно правильно назвали приметы весны-  это: тают сосульки, чаще светит солнце, становится теплее, птицы возвращаются из тёплых стран, появляются подснежники, животные просыпаются после зимней спячки, появляются насекомые, люди одеваются в более лёгкую одежду, появляются почки, а потом листочки на деревьях…

- Молодцы!

Воспитатель:

- А дождик весной идёт?

- Конечно, и не только весной, но и осенью и летом.

- А сейчас, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадки:

1. В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт – его ты сложишь!

И гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт, что оставим дома? (зонт)

2. В сумочке лежит вещица,

Та, что в дождик пригодится.

Мы её достанем, мокрыми не станем.

Ничего, что дождь идёт. Есть у каждого свой…(зонт).

Воспитатель: 

- Ребята, вы знаете, я сегодня не воспитатель, а Мэри Поппинс, и я прилетела к вам со своим волшебным зонтом (открывает большой зонт).

- Хотите, я открою вам секрет? Зонт мне нужен для того, чтобы на нём прилетать туда, где меня ждут.

- А у вас есть зонты?

Ответы детей.

Воспитатель: Как хорошо,  что и  у вас, оказывается, есть зонты!

- А вы знаете, для чего нужен зонт?

Предположения детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, зонт нужен, чтобы укрываться от дождя. Но ведь не только зонт нужен, чтобы укрыться от дождя, но и еще какие-то предметы и я сейчас узнаю, знаете ли вы, какие еще предметы нужны человеку в разную погоду. У меня есть замечательная игра, которая называется «Нужный предмет»

- Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением различных предметов. Вам нужно взять любую картинку, рассмотреть её и прикрепить возле той картинки, которая рассказывает, когда этот предмет нужен.

Д/и  «Нужный предмет».

Воспитатель: Вы все молодцы, правильно разместили все предметы.

-Ребята, посмотрите на  предметы, которые вы прикрепили к картинке с дождиком, как вы думаете, какой из этих предметов самый необходимый в дождь? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Конечно, это зонт. Давайте рассмотрим, из чего состоит зонтик. У него есть ручка – она может раскладываться и складываться, есть спицы.

- А как вы думаете, зачем нужны спицы?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, спицы нужны для того, чтобы поддерживать верх зонта. Ткань натягивают на спицы.

- Ребята, подумайте, какая ткань нужна для зонта?

Предположения детей.

Воспитатель: Вы совершенно правы, для зонта нужна водонепроницаемая ткань, та, которая не пропускает влагу.

А кто знает, как называется эта ткань?

Ответы детей.

Воспитатель: Это нейлон, болоньевая ткань, клеенка. Но вы знаете, зонтик не всегда был таким, каким мы видим его сейчас. Хотите узнать, как появился зонтик, каким он был давным-давно?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся в путешествие в прошлое, чтобы узнать, как же был изобретен этот предмет. Ребята, а как же мы вернемся на много лет назад, ведь время-то идет вперед?
Предположения детей.


Воспитатель: Ребята, действительно мы по-настоящему не сможем вернуться назад в прошлое, но мы же с вами умеем фантазировать и сможем себе это представить. А я знаю одну игру, которая нам поможет это сделать.

 «По дороге мы пойдем…»

Дети строятся в круг:

По дороге мы пойдем, мы пойдем, мы пойдем (шагают на месте)

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем (идут по кругу)

Если встретятся коряги, под корягой проползем (идут по кругу «гусиным» шагом)

И по камушкам пойдем, ручеек мы перейдем (идут по кругу большими шагами)

Шаг за шагом потихоньку, в прошлое мы попадем! (мелкими шагами возвращаются на стульчики)

 

Воспитатель: 

- Вот мы с вами и попали в прошлое. Посмотрите на картинку, это пещерный, древний город. Там живут, какие люди?

Ответы детей.

- Да, там живут древние люди.  Эти люди жили очень-очень давно. Домами им служили пещеры. В плохую, дождливую погоду они укрывались от дождя в пещере, но могло случиться так, что эти люди уходили очень далеко от пещеры на охоту, добывать себе еду, и вдруг начинался дождь.

-  А как вы думаете, чем могли укрывать себя эти люди от дождя и солнца?

Предположения детей.

Воспитатель:

-  Верно, ребята. Древний человек укрывал себя от дождя и солнца шкурами животных, большими листьями растений и деревьев.

- Похоже это на наш зонт?

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Конечно же, нет. Древний человек еще не мог догадаться сделать зонт. Но шли годы, люди придумывали себе все больше предметов, которые помогали им укрыться от дождя или солнца, а вот история появления зонта, таким, как мы видим его сейчас – неизвестна.

Воспитатель:

- Где и когда придумали зонтик, теперь уже и не узнать. Одни говорят, что в Китае, другие, что в древнем Египте. Но точно  известно, что служил зонтик тогда для того, чтобы под жарким солнцем можно было спрятать в тень голову.

Осталась только красивая легенда. В ней говорится, что много - много лет назад в стране Китае один мужчина хотел уберечь от палящих лучей безжалостного солнца свою жену и придумал "переносную крышу".

На экране появляется слайд древнекитайский переносной зонтик.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а как вы думаете, из какого материала мужчина сделал этот зонтик?

Предположения детей.

Воспитатель: 

- Ручку и спицы для зонта он изготовил из дерева, полотнище сделал из пальмовых листьев или перьев птиц. Правителям этой страны так понравилось это изобретение, что они забрали его себе. С тех пор зонтики разрешалось иметь только богатым людям, и только в качестве защиты от солнца. 

- Потом люди научились делать зонтики из различных материалов: перьев, бумаги, кожи, тканей…  Ручки сначала были из бамбука, а потом – из кости, металлов, пластмассы. В древности зонтиком мог пользоваться только член королевской семьи или большой вельможа.

На экране появляется слайд переносного зонтика.

- Посмотрите, какой был тогда зонтик. Вот это зонтище!

- Как вы думаете, просто было носить этот зонт?

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Конечно же, вы правы. Носить такой зонт было не просто – он был очень тяжелый, а ручка у него была очень-очень длинная. Зонтики носили над господином его слуги, и должность их называлась «зонтоносец»

- Шли годы, зонты стали появляться и в других странах, но они становились намного легче, просто их стали делать из других материалов. Очень красивыми были зонтики в Китае – их делали из шелковой ткани и вышивали шелком, а ручки делали из слоновой кости и кораллов. Из Китая зонтик попал в Европу.

На экране появляется слайд ажурных зонтиков.

Воспитатель: Посмотрите, какие зонтики.

- Ребята, а из чего сделан верх этих зонтов? Посмотрите, пожалуйста.

Предположения детей.

Воспитатель: Верх сделан из красивого кружева или шелка, на котором вышивали золотыми нитями, украшали лентами и рюшами.

Физкультминутка:  «Капля»

Капля первая упала – кап (хлопок в ладоши)

И вторая прибежала – кап (хлопок в ладоши)

Мы на небо посмотрели, (посмотреть вверх, потянуться вверх руками)

Капельки «кап-кап» запели (несколько хлопков в ладоши)!

Вот намокли лица, мы их вытирали (вытираем лицо двумя руками).

Туфли, посмотрите, мокрыми вдруг стали (выставляем ноги на носок по очереди)

Плечами дружно поведем, и все капельки стряхнем (трясем плечами)

От дождя убежим – под зонтом посидим (бег на месте, приседаем)

Капли – капитошки застучали по дорожке (ладошками шлепки по полу)

Тучки собираются – дождик начинается («крыша» руками над головой)

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, поиграли, но наше путешествие продолжается. Мы рассмотрели красивые зонтики, которые сделаны из кружева или шелка. Носили эти зонтики, как вы думаете, кто?

Предположения детей.

Воспитатель: Действительно, такие зонты носили только женщины, мужчины не будут носить такие красивые, кружевные зонтики.

- А для женщин нужны тяжелые зонты?

Ответы детей.

Воспитатель: Деревянная ручка была действительно очень тяжелой, поэтому ручку зонта стали заменять на другой материал. Как вы думаете, на какой?

Предположения детей.

Воспитатель: Ребята, представляете, это были кости больших рыб и животных, т.е. костяные ручки и спицы. Поэтому они были намного легче, чем деревянные и их было удобно носить.

- А можно было под таким зонтом укрыться от дождя?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Под таким зонтом от дождя не укрыться, но в те времена зонтиком укрывались только от солнца.

А вот от дождя впервые под зонтом укрылись англичане. Это люди, которые живут в Англии. И первым, кто догадался спрятаться от дождя под зонт, был мужчина, которому надо было спешить на работу, но шел очень сильный дождь.

На экране появляется слайд мужчины с зонтом.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, он взял обычный женский зонт, заменил кружевную ткань на более плотную и тёмную, а затем вышел на улицу под дождь и раскрыл над головой зонтик. Сейчас этому никто не удивляется, правда? А тогда все прохожие удивились, стали над ним шутить и смеяться. Ведь все думали, что зонтик могут носить только женщины и только, чтобы защитить себя  от солнца. Но потом люди поняли как это удобно, ведь можно спрятаться под зонтом и от дождя и от солнца, гулять в любую погоду, а не сидеть дома. Правда здорово, что этот замечательный англичанин Джон Ханвей. догадался использовать зонтик как защиту от дождя и не обиделся на тех, кто смеялся над ним? Так появился зонтик, который стали использовать от дождя. И правильно, кому охота мокнуть под дождем?

Шли годы ручку зонтика и спицы стали изготавливать из стали, а ткань намазывали водонепроницаемой смазкой или воском. Поэтому, зонтик стал намного легче,  его стало удобнее носить, и он лучше защищал от дождя, так, как он совершенно не промокал.

«Мой зонтик» (пальчиковая гимнастика)

Вот это - мой зонтик,

(Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её  в виде зонта)

 Я в дождь хожу с ним

Пусть дождь барабанит

( "Барабаним" пальцами левой руки по правой «зонтику»)

- Останусь сухим.

А вот моя книжка

Могу почитать,

(Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты)

Могу вам картиночки

В ней показать.

(Раскрываем ладони "книжечкой")

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

(Руки вытягиваем,  ладони открыты, сжимаем кулачок,  вращаем кистью руки)

Его я бросаю

Над головой.

("Мячик прыгает" над головой,  ударяясь о ладонь другой руки)

 А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

(Поочерёдно гладим одну руку другой)

На экране появляется слайд зонт-трость.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, но ручка у зонта оставалась длинной, и зонт напоминал трость. Когда дождя не было, зонт использовали в качестве трости, но когда начинался дождь, его открывали, и трость превращалась в зонт.

На экране появляется слайд современного зонта.

Воспитатель: 

- Посмотрите, ребята, прошло совсем немного времени, и зонт стал еще более легким и изящным, вскоре появился современный складной зонт, который мы с вами можем увидеть сегодня.

- Вот так зонтик из приспособления, сделанного из птичьих перьев и пальмовых листьев, превратился в современный зонт. Вот такой он удивительный зонт!

- А ещё ребята, зонты бывают детские, женские и мужские.

Интересные факты из жизни зонтиков

О зонтиках можно рассказать много интересного. Вот несколько примеров:

Слово «зонтик» произошло от голландского zonnedek — навес на корабле, защищающий от солнца. Зонтики делятся на два вида: трости и складные модели, которые можно сложить в несколько раз (от 2 до 5). Во Франции различают два вида зонтов: «парасоль»  от солнца и «параплю»  от дождя. В старину в зонтиках делали потайные карманы, в которых хранили кошельки, письменные и курительные принадлежности и другие маленькие предметы. В Европе изобрели зонтики со встроенным  метеодатчиком. Этот датчик передает прогноз погоды и напоминает владельцу взять с собой этот необходимый аксессуар. Самый большой в истории человечества зонт диаметром 2,4 м был сделан в Швеции. Под ним могли укрыться от дождя 16 человек.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте стихотворение «Весёлые зонтики»

С веселыми ушками, с мордочкой кошки
Зонтик бежал в детский сад по дорожке.
А следом, а следом - по лужам вприпрыжку
Зонтик - собачка за Зонтиком - мышкой.
И Зонтик - собачка догнал Зонтик - кошку.
Они под дождем поболтали немножко.
Зонт - кошка воскликнул: Какая погода!
Мечтал о дожде я, наверно, полгода!
И Зонтик - собачка (ужасно забавно)
Был с кошкой согласен (как это ни странно).
А дождик все пуще, а дождик - сильнее,
И пискнула мышка: - Бежим побыстрее!
И резво помчались по мокрой дорожке
Три Зонтика: Мышка, Собачка и Кошка.
По зонтикам капли дождинок стучали,
Намокли чуть-чуть рюкзачки за плечами,
Смеялись мальчишки заливисто, звонко,
Под Зонтиком - мышкой смеялась девчонка!

Итог НОД:

Воспитатель:

- Ну, как ребята, вам понравилась такая удивительная история появления зонта?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: А какой зонт вам больше всего понравился?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вы расскажите своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: 

-Вы знаете, я очень рада, что вам столько всего понравилось. Ребята, мне кажется, меня ждут в другом месте, и мне пора улетать, а ваш воспитатель сейчас вернется. До свидания, ребята! До новых встреч!

18 мая 2022 в 10:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.